воскресенье, 3 августа 2014 г.

Продажная Аська капитализма

  • DST (есть доля в Vkontakte.ru, Odnoklassniki.ru, Mail.ru, Facebook)
  • Naspers (южноафриканский фонд, владлец Gadu-Gadu, доля в Mail.ru)
  • Tencent (китайская компания, владелец IM Tencent QQ).
  • Seznam (поисковик, крупнейшая интернет-компания Чехии)
  • Яндекс (самый быстрорастущий поисковик, 7 место в мировом рейтинге)

Если бы ICQ продавала не AOL, а компания, заинтересованная в безоблачном будущем своих пользователей, все нижеизложенные аргументы имели бы право на существование. Но мы все знаем, что единственное, для чего AOL использовала ICQ — выжать как можно больше бабла при минимальных затратах на поддержку сервиса. Поэтому, очевидно, что ICQ получит тот, кто предложит больше денег. Тем не менее, я представил себе, что продавать ICQ будут разумные люди и написал несколько мыслей.

1) Высокотехнологичный Second Hand
Среди компаний, желающих приобрести ICQ, нет ведущих мировых Internet-компаний (Yahoo! предложила недостаточно много денег и была исключена из списка потенциальных покупателей). На мой взгляд, это говорит о том, что ICQ уже «списали». Ну, знаете… есть такая практика, продавать морально-устаревшее, б/у оборудование в страны «третьего мира». Самое лучшее будет для пользователей ICQ — объединение сервиса с каким-то другим популярным IM, это даст «свежую кровь» и уменьшит фрагментацию рынка IM.

2) Призрак бродит по Европе....
Из пяти покупателей трое имеют прямое или косвенное отношении к России (DST, Яндекс, Naspers). Это не удивительно, т.к. ICQ все еще остается самым популярным в России IM (впрочем, я уже писал — Поздно пить боржоми), а что происходит, когда сервера и руководство компании с одной стороны океана, а пользователи с другой — мы с вами все знаем. =) Думаю, что если ICQ попадет в руки отечественной компании, пожелания пользователей лучше (и чаще) будут понятны руководству компании.

3) Мы ICQ душили, душили...
AOL приобрела ICQ в 1998 году за 400$ млн… С тех пор AOL почти ничего не вкладывала в развитие сервиса, а напротив, старательно «монетизировала» его, вставляя баннеры и меняя протокол. Ничего удивительного, что стоимость этого актива с тех пор только падала. Согласно источнику Trading Markets, большинство покупателей предлагает за ICQ около 200 миллионов долларов. Продавая ICQ, я бы отдал предпочтение компании, которая «крепко стоит на ногах» и не будет пытаться как можно скорее «отбить» вложенные инвестиции.

4) Предавший раз предаст и дважды.
Из пяти компаний в верхнем списке, сегодня только Яндекс является официальным партнером ICQ в России. Более того, некоторые из желающих купить ICQ, продвигают в настоящее время конкурирующие клиенты с… как бы это сказать, не лицензионным использованием протокола ICQ.

Так кому же продать ICQ?
Если отталкиваться от вышеперечисленных четырех параметров, наилучший покупатель для ICQ — яндекс (кстати, я уже писал раньше про аську-яндаську). Но, я думаю, что ICQ купит Mail.ru, а вернее DST и Naspers. Да, вдвоем. Объединив финансовые возможности инвесторов, Mail.ru удастся с большей вероятностью заполучить ICQ. Кстати, насколько я знаю, DST и Naspers уже планировали объединить свои польские активы. Посмотрим, что получится, но мой прогноз — ICQ достанется Mail.ru по цене не более 320 млн.

Опубликовано на open-life.org  27.02.2010

Другие посты по этой теме:
План миграции на XMPP
Поздно пить боржоми ... ?
Аська-Яндаська?